Алгоритмизация профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учёта психологических и физиологических особенностей спортсменок


Алгоритмизация профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учёта психологических и физиологических особенностей спортсменок

Аннотация
В процессе анализа взаимосвязей компонентов двигательной памяти с показателями спортивного мастерства и индивидуально-психологическими особенностями гимнасток была разработана технология технической подготовки, учитывающая тенденции развития художественной гимнастики, а также позволяющая повысить качество, скорость освоения сложно координированных движений и результативность выступлений на соревнованиях.
Ключевые слова: двигательная память, техническая подготовка, программированное обучение, индивидуально-психологические особенности, технология.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основной акцент в совершенствовании содержания индивидуальных программ в художественной гимнастике делается на усложнение элементов всех структурных групп [2].
Решение данной задачи обуславливает необходимость качественного освоения гимнастками большого объема относительно независимых между собой движений. Это предъявляет повышенные требования к их двигательной памяти, представляющей собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных многообразных движений [4,6].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование, которое проводилось на базе ДЮСШ «Гармония» г. Пскова с 2004 по 2009 годы состояло из двух этапов: предварительного и основного. На предварительном этапе с целью сбора необходимой информации по изучаемой проблеме было обследовано 42 гимнастки 1993-1996 года рождения. На этапе основных исследований в педагогическом эксперименте, решающего задачу проверки экспериментальной технологии, приняли участие 24 гимнастки, тренирующиеся по программам 1 взрослого разряда, КМС и МС.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе предварительных исследований было проведено тестирование психологических особенностей личности (по 16-факторному опроснику Р.Кеттела), тестирование двигательной памяти (по 13 компонентам), экспертная оценка спортивной подготовленности (по 3 компонентам) с последующим корреляционным анализом. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить наличие средней и выше средней степени взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенности личности и компонентами двигательной памяти, предопределяющими спортивное мастерство гимнасток (табл. 1).
Так, например, между факторами Q3 (самоконтроль, точность в выполнении требований), Н (смелость, активность, склонность к риску) и точностью усилий кистей рук наблюдается прямая взаимосвязь. То есть, чем больше у гимнастки уровень самоконтроля в сочетании с двигательной активностью, тем меньше разница между реальным результатом и желаемым, и, следовательно, точность воспроизведения мышечных усилий будет выше, а «чувство предмета» проявляется лучше. Упрямство, которое проявляет гимнастка в достижении своей цели на тренировке (фактор Е) дисциплинированность, настойчивость в достижении цели (фактор G), беспокойство за результат своей деятельности (фактор Q) в значительной степени влияют на пространственную точность движений, что определяет как качество, так количество упражнений высокой сложности, выполняемых ею в произвольной программе.
Таблица 1
Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей гимнасток с компонентами двигательной памяти
В ходе предварительных исследований было установлено, что на сложность произвольных упражнений, артистическую и техническую ценность можно положительно влиять не только посредством своевременного развития компонентов двигательной памяти, но и учитывая в процессе дидактических воздействий индивидуальные особенности восприятия и мышления гимнасток.
В связи с этим программированное обучение (а именно алгоритмизация), на наш взгляд представляет собой одно из самых перспективных направлений оптимизации существующего обучения.
Для более точной разработки алгоритмических двигательных предписаний было осуществлено исследование особенностей работы мышц при выполнении профилирующих упражнений художественной гимнастики (1-прыжок шагом; 2-поворот на 360 в аттетюде; 3-вертикальное боковое равновесие с захватом; 4-наклон на носке одной, другая вперед-вверх). Оно заключалось в регистрации биоэлектрической активности мышц с помощью метода поверхностной электромиографии [3].
В результате математического анализа полученных данных была определена степень влияния электрической активности работающих мышц на технику исполнения профилирующих упражнений. Установлено, что качество выполнения зависит от скоординированной деятельности мышечного аппарата, характеризующей уровень сфор-мированности базового двигательного навыка. При этом существенным моментом техники выполнения, как статических, так и динамических равновесий является степень электрической активации работающих мышц. Именно она определяет реактивность мышечного аппарата, позволяет гимнастке своевременно предотвращать случайные колебания свободными конечностями, т.е. увеличивает управляемость системы и, следовательно, способствует быстрому освоению новых сложно координационных упражнений.
Выявленные корреляционные взаимосвязи были учтены нами в процессе разработки и проверки экспериментальной технологии профилирующей подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и физиологических особенностей гимнасток. При этом мы руководствовались основными дидактическими принципами, принципами программированного обучения, теорией алгоритмизации, специальными требованиями, предъявляемыми к двигательным заданиям.
Наша технология по принципу предписаний алгоритмического типа предусматривала разделение всего учебного материала на блоки и их освоение в строго определённой последовательности (рис.1).
Рис.1 Блок-схема программированного обучения на основе учёта индивидуальных особенностей гимнасток
Только овладение первой частью двигательных заданий давало право переходить ко второй [1]. При таком подходе в обучении появилась возможность овладевать алгоритмом всем, но только в разные сроки.
Для экспериментальной технологии было разработано более 180 двигательных предписаний. Их количество зависело не только от результатов предварительного тестирования двигательной памяти, но и степени выраженности индивидуально-психологических особенностей гимнасток, показатели и общая характеристика которых заносились в индивидуальную карту. На основании последней подбирались двигательные задания и методические приемы - программа действий для каждой гимнастки.
Результаты тестирования компонентов двигательной памяти в течение трёх лет исследования указывают на большую положительную динамику в экспериментальной группе. Показатели сложно-координационной точности, определяющие скорость освоения и качество выполнения технических элементов художественной гимнастики, у спортсменок, тренирующихся по экспериментальной технологии, имеют меньшую вариативность и свидетельствуют о большей индивидуализации процесса. И хотя межгрупповые различия в первые два года эксперимента были не достоверны, этого было достаточно, чтобы эффективно повлиять на результативность выполнения соревновательных программ гимнастками экспериментальной группы.
Экспертная оценка показала, что гимнастки, занимающиеся по разработанной технологии, почти по всем показателям опережают спортсменок контрольной группы. Анализ среднестатистических данных свидетельствует, что наибольшую разницу в приростах испытуемые имеют по компоненту «техническая ценность». То есть, за время исследования гимнастки экспериментальной группы освоили большее количество трудностей и выполняют их на таком техническом уровне, что они засчитывают-ся экспертами в отличие от контрольной группы. Математическая обработка полученных данных свидетельствует о достоверных межгрупповых различиях в оценках за технику исполнения и техническую ценность упражнения (р<0,05).
Дальнейшее улучшение освоения гимнастками экспериментальной группой последующих после алгоритмов движений было связано, в первую очередь, с положительным переносом, основанным на формировании долговременной двигательной памяти, а также с применением на практике методических приёмов, учитывающих индивидуально-психологические особенности спортсменок. Такой подход позволил постепенно выработать индивидуальный стиль тренировочной деятельности для каждой гимнастки, позволяющий ей раскрыть свои потенциальные возможности во всех видах многоборья.
О динамике изменений можно было судить не только по показателям прироста в компонентах двигательной памяти и произвольных программ, но и по тому, насколько быстро гимнастки, участвующие в нашем исследовании, выполняли переводные квалификационные нормативы (выполняли разряд КМС). В результате внедрения разработанной технологии в учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике из 12 гимнасток экспериментальной группы выполнили норматив КМС, что на 33,4% больше, чем в контрольной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, технология профилирующей подготовки в художественной гимнастике, основанная на принципах алгоритмизации и учитывающая индивидуальные особенности спортсменок, позволяет: а) избирательно воздействовать на отстающие компоненты двигательной памяти путём подбора предписаний в обучении и осваивать новые элементы в более короткие сроки; б) на основе учёта показателей индивидуальной психологической карты, используя ярко выраженные положительные особенности личности, достичь большего результата в развитии коррелируемых с ними компонентов двигательной памяти; в) в процессе развития двигательной памяти компенсировать значимые, но слабо выраженные индивидуально-психологические особенности другими, применяя в учебно-тренировочном процессе специальные методические приёмы.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Ванилов, А.И. Алгоритмизация в обучении профессионально-техническим умениям и навыкам на занятиях по гимнастике / А.И. Ванилов // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 9. - С. 58-61.
  2. Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Винер И.А. - СПб., 2003. - 20 с.
  3. Городничев, Р. М. Спортивная электронейромиография / Р.М. Городничев. - Великие Луки : [б.и.], 2005. - 230 с.
  4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания : учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е.П. Ильин ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.
  5. Ильин, Е. П. Спортивная деятельность и свойства нервной системы / Е.П. Ильин, А.И. Фукин // Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности. - Казань, 1997. - С. 25-33.
  6. Соболева, Н.Ю. Развитие двигательных качеств с учётом свойств нервной системы девочек, занимающихся художественной гимнастикой / Н.Ю. Соболева, Л.Э. Березина // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000. - С. 265-266.
Контактная информация: aleksandrass@mail.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий