Повышение качества работы ступней ног художественных гимнасток средствами классической хореографии


Повышение качества работы ступней ног художественных гимнасток средствами классической хореографии

К числу значимых компонентов спортивного мастерства художественных гимнасток большинство специалистов относит качество работы ступней ног [5, 6]. В разговорной речи тренеров чаще можно услышать - «аккуратность стоп» или «чистые стопы». Под «чистыми» стопами обычно подразумевают: степень оттянутости носков, выворотность стоп, высоту подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев, и пр.

В марте 2007 г. на базе СДЮШОР по гимнастике г. Пушкина было проведено исследование, в ходе которого были рассмотрены как показатели качества работы ступней ног художественных гимнасток, так и степень их проявления у гимнасток с разным уровнем спортивного мастерства. В результате было установлено, что качество работы ступней ног гимнасток с более высоким уровнем спортивного мастерства достоверно выше, чем у гимнасток с более низким уровнем. Т.е. было научно доказано, что успешность спортсменок в художественной гимнастике зависит в том числе и от того, насколько «аккуратно» и грамотно работают их стопы.

Данный факт в очередной раз подтверждает правоту тех тренеров, которые уделяют пристальное внимание развитию у своих учениц выворотности ступней ног, высоты полупальцев, силы икроножных мышц и пр.

Опрос специалистов из различных регионов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Владимира, Лениногорска, Омска, Перми, Петрозаводска, Пушкина, Самары, Соснового Бора, Тюмени, Читы, Элисты) показал, что большинство из них наиболее эффективным средством повышения качества работы ступней ног считает регулярные занятия классической хореографией.

Классическая хореография является прежде всего уникальным комплексом движений, направленным на всестороннее развитие тела занимающихся: силы ног, рук, спины, гибкости суставов, эластичности мышц, устойчивости (апломба), координации, культуры движений [1]. Использование отдельных упражнений классической хореографии нецелесообразно, поскольку не оказывает должного эффекта. Потому уже давно тренеры ввели в учебно-тренировочный процесс художественных гимнасток уроки классической хореографии и предпочитают приглашать на работу профессиональных хореографов.

Традиционно урок классической хореографии в женском классе состоит из четырех частей: 1) экзерсис у станка; 2) экзерсис на середине; 3) прыжковая подготовка; 4) занятия на пуантах («пальцевая» техника). Именно такой структуры урока придерживаются педагоги в хореографических училищах и балетных труппах. Для извлечения максимальной пользы от классического тренажа артистки балета повторяют все перечисленные разделы ежедневно [1, 3, 4]. В художественной гимнастике в силу объективных причин дело обстоит несколько иначе.

Как свидетельствуют тренеры, урок классической хореографии с художественными гимнастками в среднем длится 90 мин, после чего девочки приступают к основной тренировке. Урок, как правило, состоит из двух частей: либо экзерсиса у станка и на середине, либо экзерсиса у станка и прыжков, либо экзерсиса на середине и прыжков. Сведения о проведении занятий на пуантах нами были получены лишь от одного тренера из Омска. Между тем пуанты являются одним из наиболее действенных средств воспитания ступней ног артисток балета.

Что касается регулярности занятий классической хореографией с художественными гимнастками, то лишь гимнастки, представляющие элитно-олимпийскую художественную гимнастику и тренирующиеся в центрах олимпийской подготовки, занимаются классической хореографией ежедневно по 2 часа. Для гимнасток среднего звена, представляющих спортивно-образовательную художественную гимнастику и тренирующихся в ДЮСШ, ДСО и вузах, норма составляет 2-3 урока в неделю по 1,5 часа [2].

Таким образом, в работе с гимнастками среднего звена при двух, трехразовых занятиях классической хореографией в неделю и двухчастном уроке тренерам не всегда удается добиться от своих учениц желаемого качества работы ступней ног.

Для решения указанной проблемы была предпринята попытка создать такую методику занятий классической хореографией с художественными гимнастками, которая была бы преимущественно направлена на повышение качества работы ступней ног спортсменок. С этой целью:

во-первых, были выявлены наиболее эффективные, с точки зрения воспитания ступней ног, упражнения классической хореографии, и значительно увеличена доля этих упражнений в уроке;

во-вторых, были введены регулярные занятия на пуантах.

К числу наиболее эффективных упражнений были отнесены:

•    releve (релевэ, от фр. - поднимать) - подъем на полупальцы. Движение развивает силу икроножных мышц, силу стопы, выворотность, устойчивость. Может исполняться как в медленном темпе, так и в быстром (вскоки на полупальцы); как на двух ногах (по позициям), так и на одной;

•    plie (плие, от фр. - сгибание, складывание) - приседание. Движение развивает силу ног, выворотность тазобедренных и голеностопных суставов, эластичность связок, ахиллово сухожилие. Существуют demi plie (дэми плие, с фр. - половина сгибания) - полуприседание и grand plie (гран плие, с фр. - большое сгибание) - полное приседание. Кроме того, эффективно исполнение plie на полупальцах;

•    battement tendu (батман тандю, от фр. - биение, отбивание) - движение натянутой ноги из позиции в позицию. Движение развивает выворотность голеностопных и тазобедренных суставов, силу и натянутость ног - коленей, стоп, подъемов, пальцев.

Доля этих упражнений в уроке была значительно увеличена:

1) на основе releve (релевэ) и plie (плие) были составлены две комбинации продолжительностью по 10 мин каж-

дая, которые поочередно исполнялись лицом к станку и на середине:

комбинация № 1 состояла из различных видов releve (релевэ), которые исполнялись по всем позициям и на одной ноге с изменением темпа движений от 2 тактов 4/4 до 1/8;

комбинация № 2 включала в себя сочетания releve (релевэ), всех видов plie (плие), в том числе plie (плие) на полупальцах. Темп исполнения также менялся от 2 тактов 4/4 до 1/8;

2)    в урок были введены три обязательные комбинации battement tendu (батман тандю) вместо одной-двух продолжительностью по 32 такта 2/4 каждая:

комбинация № 1 состояла из различных видов battement tendu (батман тандю) в сочетании с plie (плие) и releve (релевэ) и исполнялась в медленном темпе лицом к станку;

комбинация № 2 была построена на основе комбинации № 1 с добавлением более сложных вариантов тех же движений и исполнялась в более быстром темпе либо боком к станку, либо на середине;

комбинация № 3 включала в себя различные виды battement tendu (батман тандю), battement tendu jete (батман тандю жэтэ, jete с фр. - бросок) - бросковые движения натянутой ногой на 25°, в сочетании с plie (плие) и releve (релевэ) и исполнялась в быстром темпе либо боком к станку, либо на середине;

3)    во все комбинации экзерсисов у станка и на середине в качестве дополнительных движений были введены plie (плие) и releve (релевэ);

4)    многие упражнения обоих экзерсисов исполнялись в положении опорной ноги на полупальцах или в plie (плие).

Занятия классической хореографией проводились 3  раза в неделю по 90 мин, за основу было взято чередование двух- и трехчастного деления урока. Поскольку все

4    фрагмента классического урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжковая подготовка, упражнения на пуантах) регулярно использовались, для удобства были составлены 6 вариантов урока, которые чередовались в двухнедельном цикле (табл. 1).

Занятия классической хореографией по экспериментальной методике проводились на базе СДЮШОР по гимнастике г. Пушкина в марте - июле 2007 г. В эксперименте приняли участие 27 гимнасток в возрасте 8-10 лет равной спортивной квалификации.

Для оценки эффективности предлагаемой методики повышения качества работы ступней ног средствами классической хореографии у всех обследуемых гимнасток до начала экспериментальных занятий (в марте 2007 г.) и спустя 4 месяца - перед отъездом девочек в спортивный лагерь (в июле 2007 г.) были сняты показатели качества работы стоп с помощью следующих контрольных заданий:

•    измерение максимального угла разведения стоп в упоре сидя сзади - оценивалась выворотность стоп;

•    измерение угла между полом и сводом поднятой на полупальцы стопы - оценивалась высота полупальцев;

•    количество подъемов с нижнеи реики гимнастической стенки на максимально высокие полупальцы за 30 с -оценивалась сила икроножных мышц;

•    количество подъемов на максимально выворотные и высокие полупальцы одной ноги без касания пола другой ногой и без учета времени - оценивалась сила икроножной мышцы одной ноги;

•    количество времени, в течение которого гимнастка может устоять на выворотных высоких полупальцах одной ноги (вторая либо на passe, либо в attitude) - оценивалась способность сохранять равновесие на полупальцах одной ноги;

• количество медленных поворотов вокруг себя на одной ноге (турлян) без касания пола другой ногой - оценивались комплексное проявление силы опорной ноги, выворотность суставов ног, функции равновесия.

Полученные в результате эксперимента данные представлены в табл. 2 и на рис. 1, 2, 3, 4, 5.


Организация занятий классической хореографией, направленных на повышение качества работы ступней ног художественных гимнасток (табл.1)
Вариант урока
Содержание урока
Время
Вариант № 1
Комбинация на plie-releve № 1 у станка
10 мин
Экзерсис у станка
30 мин
Экзерсис на середине
20 мин
Упражнения на пуантах
25 мин
Вариант № 2
Комбинация на plie-releve № 1 у станка
10 мин
Экзерсис у станка
45 мин
Комбинация на plie-releve № 2 на середине
10 мин
Прыжковая подготовка
25 мин
Вариант № 3
Комбинация на plie-releve № 2 у станка
10 мин
Экзерсис на середине
40 мин
Комбинация на plie-releve № 1 на середине
10 мин
Упражнения на пуантах
25 мин
Вариант № 4
Комбинация на plie-releve № 1 у станка
10 мин
Экзерсис у станка
45 мин
Комбинация на plie-releve № 2 на середине
10 мин
Прыжковая подготовка
25 мин
Вариант № 5
Комбинация на plie-releve № 2 у станка
10 мин
Экзерсис у станка
30 мин
Экзерсис на середине
30 мин
Упражнения на пуантах
25 мин
Вариант № 6
Комбинация на plie-releve № 2 у станка
10 мин
Экзерсис на середине
45 мин
Комбинация на plie-releve № 1 на середине
10 мин
Прыжковая подготовка
25 мин



Оценка показателей качества работы ступней ног гимнасток до и после занятий по экспериментальной методике (табл.2)
Показатель
До эксперимента
x ± S(x)
После эксперимента
x ± S(x)
Разница
p
1
Выворотность стоп (угол разведения стоп)
156,33° ± 2,44
160,17° ± 1,99
3,84°
p > 0,05
2
Высота п/п (угол между полом и сводом стопы)
55,81° ± 0,81
62,32° ± 0,72
6,51°
p < 0,05
3
Подъемы на п/п с нижней рейки (кол-во раз за 30 с)
41,04 ± 1,68
49,56 ± 0,82
8,52
p < 0,05
4
Подъем на п/п пр. ноги (кол-во раз)
19,48 ± 1,66
37,89 ± 1,48
18,41
p < 0,05
5
Подъем на п/п лев. ноги (кол-во раз)
20,7 ± 1,57
35,82 ± 1,14
15,12
p < 0,05
6
Равновесие passe на лев. ноге (с)
12,9 ± 1,26
21,81 ± 1,84
8,91
p < 0,05
7
Равновесие attitude на пр. ноге (с)
14,61 ± 1,39
27,75 ± 2,75
13,14
p < 0,05
8
Tour lent на пр. ноге (кол-во раз)
5,17 ± 0,35
7,96 ± 0,49
2,79
p < 0,05

Описание: http://bmsi.ru/_uf/image/2008-3-1.png

Описание: http://bmsi.ru/_uf/image/2008-3-2.png
 

На рис.1 наглядно представлены изменения, произошедшие через 4 месяца занятий, по таким показателям качества работы стоп, как выворотность и высота подъема на полупальцы.

До занятий по экспериментальной методике угол разведения стоп в упоре сидя сзади у испытуемых гимнасток составлял в среднем 156,33° ± 2,44, после - 160,17° ± 1,99. Однако, как показал статистический анализ, по данному показателю качества работы ступней ног достоверных изменений не произошло (p > 0,05).

При подъеме на полупальцы угол между полом и сводом стопы у обследуемых гимнасток составил: до эксперимента - 55,81° ± 0,81, после - 62,32° ± 0,72 (p < 0,05).

Сила икроножных мышц гимнасток после экспериментальных занятий также стала достоверно выше, чем до их начала, что подтверждают данные, представленные на рис. 2. Так, в марте 2007 г. гимнастки поднимались на максимально высокие полупальцы с нижней рейки гимнастической стенки в среднем 41,04 ± 1,68 раза за 30 с, в июле 2007 г. - 49,56 ± 0,82 (p < 0,05).

Отдельно была оценена сила икроножных мышц правой и левой ног обследуемых гимнасток. На рис. 3 представлены результаты этой оценки.

До экспериментальных занятий испытуемые поднимались на высокие выворотные полупальцы правой ноги без касания пола другой ногой и без учета времени в среднем 19,48 ± 1,66 раза, на полупальцы левой ноги -20,7 ± 1,57. После экспериментальных занятий соответственно: 37,89 ± 1,48 (на полупальцы правой) и 35,82 ± 1,14 (левой). Различия статистически достоверны (p < 0,05).

На рис. 4 представлены результаты оценки способности сохранять равновесие на полупальцах одной ноги. Для оценки правой ноги было выбрано более сложное равновесие - равновесие в позе attitude. Левая нога оценивалась при положении правой ноги на passe.

Результаты, полученные в данном контрольном испытании, после эксперимента достоверно выше, чем до его начала: в марте 2007 г. на правой ноге гимнастки в среднем смогли простоять 14,61 ± 1,39 с, на левой - 12,9 ± 1,26; в июле 2007 г. соответственно: 27,75 ± 2,75 (на правой) и 21,81 ± 1,84 (на левой) (p < 0,05).

Рис. 5 иллюстрирует результаты оценки исполнения турлян гимнастками до и после занятий по экспериментальной методике.

Турлян (от фр. tour lent - медленный поворот) является одним из сложнейших элементов художественной гимнастики, качество исполнения которого во многом зависит от комплексного проявление силы опорной ноги, выворотности суставов ног, функции равновесия [5]. Оценка исполнения данного элемента гимнастками после экспериментальных занятий достоверно выше, чем до их начала: до эксперимента испытуемые в среднем смогли исполнить 5,17 ± 0,35 турлян, после эксперимента - 7,96 ± 0,49. Различия статистически достоверны (p < 0,05).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что в результате экспериментальных занятий произошли достоверные улучшения качества работы ступней ног художественных гимнасток по таким показателям, как высота подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев. Положительная динамика в показателях выворотности стоп (гибкости голеностопных суставов), хоть и не имеет достоверных подтверждений (p > 0,05), в целом очевидна - угол разведения стоп в упоре сидя сзади в среднем увеличился на 3,84°.

Отсутствие достоверных улучшений по показателю выворотности стоп, вероятно, может объясняться спецификой подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Требование к выворотности ступней ног гимнасток является, безусловно, важным в этом виде спорта, но не таким фундаментальным, как в балете. Соответственно, если весь тренаж артистов балета построен на выворотной работе стоп, так как она заложена в технике большинства упражнений, то в тренировке художественных гимнасток выворотность, как правило, является желательным условием исполнения упражнений, но не определяющим. Кроме того, уроки классической хореографии являются лишь одним из видов разминки художественных гимнасток, который повторяется не ежедневно и после которого спортсменки переходят к основной тренировке. В результате хореографы, работающие с художественными гимнастками, зачастую сталкиваются с тем, что даже упражнения классической хореографии ученицы исполняют при недостаточно выворотной постановке стоп, что, несомненно, значительно снижает темп развития выворотности ступней ног гимнасток по сравнению с воспитанницами хореографических училищ.

Тем не менее, несмотря на отсутствие достоверных улучшений по одному из показателей, можно сделать вывод о том, что предложенная методика повышения качества работы ступней ног художественных гимнасток средствами классической хореографии доказала свою эффективность. При этом следует отметить, что опробовалась предложенная методика на 27 гимнастках 8-10 лет, занимающихся у одного тренера. Ее использование со спортсменками иного возраста и квалификации даст, вероятно, иные результаты, однако положительная динамика, очевидно, будет иметь место.

В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку занятия классической хореографией с художественными гимнастками призваны повышать не только технические характеристики мастерства спортсменок, но и художественные (музыкальность, выразительность, артистизм и пр.), было бы целесообразно применять предложенную методику не постоянно, а сериями - по несколько недель или месяцев. В перерывах между сериями занятий, направленных на повышение качества работы ступней ног, проводить занятия, преимущественно направленные на овладение техникой прыжков, вращений и т.п., а также на развитие эстетических компонентов мастерства гимнасток.
Литература
1.    Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - Л.: Искусство, 1980. - 208 с.

2.    Карпенко Л.А. Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики / Л.А. Карпенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: Науч.-теоретич. журнал. - СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - Вып. 8 (30). - С. 46-49.

3.    Костровицкая В.С. Школа классического танца / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. - Л.: Искусство, 1976. -272 с.
4.    Мальгина Л.Е. Методика преподавания классического танца в институтах культуры: Метод. разработка / Л.Е. Мальгина, Л.П. Сережникова. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1998. - 48 с.

5.    Художественная гимнастика: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко. - М.: ВФХГ, 2003. - 382 с.

6.    Плеханова М.Э. Факторы, определяющие соревновательную надежность спортсменок в художественной и спортивной гимнастике // Вестник спортивной науки. -2006. - № 4. - С. 17-21.

Комментариев нет:

Отправить комментарий